Хронограф: факты и фотогафии "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего" Н.К. РерихДо нашей эры | На основании археологических изысканий на территории города Вязьма утверждается, что история поселения на этом месте начинается до нашей эры. Многочисленные находки каменных орудий - топоров, скребков, наконечников стрел - свидетельствуют, что на месте, где сейчас стоит город Вязьма, люди поселились еще за две-три тысячи лет до нашей эры. О древнем заселении здешних мест свидетельствуют и многие неолитические стоянки, открытые на территории бассейна реки Вязьмы. |
| | Наша эра IXвек | | 
| О своей полной уверенности, что поселение здесь точно существовало в 9 веке, говорят историки. К ним присоединяются исследователи православия. | Xвек
| | | Начальное место расположения города предопределила сама природа. С западной стороны берег обрывается крутым уступом к водной преграде. Северная сторона ограничивается глубоким оврагом, на юг и восток - заметный уклон. Именно на этом небольшом клочке земли была заложена первая крепость с земляным валом, окруженным глубоким рвом, а также дубовым тыном на возвышении и тремя срубными башнями. Это место вошло в историю под названием Верхнего города. Малые размеры крепости дали и второе название - Малый город. | | Полагают, что в 990 г. (в других источниках 1013 г ) крестил Владимир "всю землю Смоленскую". | XI век
| | | По житию преподобного Аркадия Вяземского Новоторжского Чудотворца (13/26 декабря 1077 г.) известно, что при его жизни в городе было несколько церквей. | XII век
| | | Сухопутных дорог в XII веке практически не было. По рекам Вязьме, Косне и Вазузе плыли торговые ладьи из Волги в Днепр и обратно. Ходили суда через Вязьму по Западной Двине и ее притокам, тогда еще судоходным и весьма оживленным. Река действительно "вязала" между собой великие водные пути Древней Руси, за что и получила свое название, а затем передала его городу. Слышатся в названии и отголоски слов "вязкий", "топкий". Ведь места здесь были гиблые, болотистые. Колоритные названия улиц - тому подтверждение: Козье болото, Подболотье, Гнилище. XIII век | | Первое упоминание Вязьмы в летописях относится к 1239 году. Первый письменный источник от 1239 г. впервые отмечает существование Вязьмы, которую в 1239 г. получил в свой удел сын Владимира Рюриковича Андрей Владимирович, по прозванию Долгая Рука, женатый на дочери Мстислава Романовича Киевского погибшего 31 мая 1224 г при р.Калке (был первым князем в Вязьме) от великого князя Ярослава Всеволодовича. Этот год (1239) и считается официальной датой рождения города Вязьмы. | XIV век Живописец Лука в на своей миниатюре, писанной для "Смоленского псалтыри", изобразил Смоленщину похожей на маленького зайца в окружении четырех чудовищ, олицетворяющего царя македонского, царя римского, царя вавилонского и антихриста, показывая, что смоленская земля являлась постоянным объектом нападения врагов с запада, севера, востока и юг. XVвек 1401 г. Страшный мор на Смоленской земле 1403 г. Вязьма попадает под литовское владычество. Войско под начальством Лугвения Ольгердовича явилось под Вязьмой и овладело городом без кровопролития. Пленив князя Иоанна Святославича, отослал его к Витовту.
| | 1404 г (1406 г.) В Торжке князь Смоленский Юрий убил вяземского князя Симеона и супругу его Иулианию. Православная Церковь чтит память благоверной Иулиании, княгини Вяземской, 21 декабря (3 января), тело ее погребено в Торжке В 1406 году в Вязьме в храме на Соборной горе погребен благоверный князь Симеон Вяземский, злодейски убитый в Торжке. С 1493 г Вязьму присоединило к себе Московское княжество. В городе происходил обмен пленными между сторонами. | | В 1495 г в вяземском Соборном храме молилась невеста великого князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского Иоанна III - Елена. | XVI век На протяжении многих веков Вязьма являлась форпостом русского государства. Сколь была важна его роль, говорят те факты, что цари неоднократно бывали здесь. В 1506 г. во время войны с Литвою, осаждая Смоленск, великий князь Василий Иоаннович имел запасные полки в Вязьме. Польско-литовские отряды, разорили волость, пожгли посад, но гарнизон крепости отбил все штурмы. В 1507 г. Литовский гетман, Смоленский воевода Станислав Кошка напал на город, разорил и испепелил город до основания. 8 октября 1508 г. заключен "вечный мир" между княжеством Литовским и Москвой, по которому за Москвою оставались вяземские земли. При новом воеводе Якове Захарьине крепость в Вязьме расширяется.
| | В 1514 г. в числе других русских войск Вязьма отправила свою дружину на Смоленск на борьбу с литовцами, а по взятии Смоленска великий князь Василий III Иоаннович торжественно славил и благодарил в Вяземской соборной церкви Господа Бога. С этого времени Вязьма теряет свое военно-стратегическое значение. Во время борьбы за Смоленск в начале XVI в. Вязьма была базой русских войск. В XVI в. активно развивается ремесленная и торговая жизнь города. За рубеж справляли пеньку, меха, выделанные кожи, в том числе юфть красную. | | В конце 1535 г благочестивый старец - Преподобный Герасим Болдинский с учеником Симеоном поставил келью на месте под Вязьмой, где стоял очень густой ольховый лес, который перерезывался речкой Бебрею. "Бе же на месте сем прежде корчемником, блудником прибежище и разбойником, и прочим играм бесовским, душегубство, убийство и кровопролитие" (II, 7). Прожив на месте этом семь лет, собрав вокруг себя благочестивых людей, Преподобный Герасим отправляется в Москву, где испрашивает благословение и грамоту у Митрополита Макария на построение церкви и позволение у царя Иоанна IV на основание обители. | | Уже в 1542 г трудами монастырской братии и боголюбивых поселян Преподобный Герасим построил деревянный храм Клецкого типа с трапезной и келарской, во имя Иоанна Предтечи. С тех пор обитель по имени престольного храма называется Предтечевой, по городу- Вяземской. Позднее Преподобный Герасим начал строительство в монастыре храма во имя Вознесения Господня. | | С 1565 г. во времена Ивана Грозного Вязьма приписана к опричнине. | | В 1566 г. Иван Грозный посетил город и присутствовал на богослужении в Соборной церкви Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей. | | В 1594 г. в Вязьме насчитывалось 500 посадских дворов, 239 лавок. | | В 1597—1598 гг. обветшавший Никольский собор главной церкви города был разобран по распоряжению Бориса Годунова и на его месте поставлен новый, к которому были пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. | XVII век
| | | В Смутное время в окрестностях Вязьмы происходили крестьянские волнения. В кровопролитной Смуте и русско-польских войнах XVII века Вязьма стала важным опорным пунктом. После вторжения польских в 1608-1618 гг. город неоднократно переходил из рук в руки. | | В 1610 году соборный храм Вязьмы был разорен польскими отрядами под предводительством гетмана Жолкевского. В 1616 г. в Вязьме осталось всего 126 дворов | | С 1618 г Вязьма окончательно возвращена в состав Русского государства. По Деулинскому перемирию город был возвращен России и стал главной крепостью на западной границе. | | С 1630 по 1634 год по приказу царя Михаила Федоровича, была реконструирована крепость "большого города" — деревянные башни заменили каменными, был возведен мощный земляной вал высотой от 8 до 16 метров и длиной 1,6 километра с глубоким рвом с трех сторон. | | Деревянная срубная стена на валу имела шесть каменных башен и трое проездных ворот. Она стала называться Большим, или Нижним, городом. Башня, в которой дозорную службу вели стрельцы и пушкари, получила название Караульной. Командные заслуги воевод при обороне крепости нашли отражение в названии Воеводской башни, а Духовская, Ильинская и Спасская башни свои наименования получили от православных церквей и монастырей. | 
| Служилые люди группировались по роду занятий, образовав внутри Большого города поселения типа Пушкарской и Стрелецкой слобод. Здесь находились воеводский и дьячий дворы, стрелецкие слободы, два монастыря, несколько церквей, в западной части — гостиный двор и торг. На детинце ("верхнем городе") — соборная Никольская церковь, запасы хлеба и оружия. Обширный посад располагался вдоль Смоленской, Бельской, Московской и Калужской дорог. | | По повелению царя Михаила Феодоровича в 1635 году храм на Соборной горе отстроен заново и, в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Свято-Троицкий. | | В июне 1635 г. в городе было размещено около 1000 человек войска. Епископ Коломенский Рафаил, архимандриты, игумены, протопопы встречали в Вязьме тело умершего в 1613 г. в Польше Василия Ивановича Шуйского. | | В 1635 -1638 гг. на территории Иоанно-Предтечева монастыря, при игумене Гурии на освященном месте, по устойчивой традиции, вместо главной деревянной шатровой церкви был построен соборный трехшатровый храм во имя Божией Матери Одигитрии с приделами Иоанна Предтечи и Симеона Богоприиица. Храм возведен на пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова и средства, полученные с царских вотчин. Церковь украшена тремя шатрами, а кладка выполнена из кирпичей шестнадцати разных размеров и форм. В прошлом таких храмов на Руси было немало, но патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, многие подобные строения были разрушены. До настоящего времени сохранились только два трехшатровых храма: один — в Вязьме, другой — в Угличе (Дивная церковь). | | В 1641 г. вяземскому Свято-Троицкому собору Михаилом Федоровичем подарено Святое Евангелие. Шедевром Иоанно-Предтеченского монастыря стала надвратная Вознесенская церковь, построенная в 1656 году, с колокольней и палатами, выполненная в стиле барокко. | | В писцовой книге города 1646 г. впервые упомянут пряничник. В этот период Вязьма сохраняет значение торгового и ремесленного города. В больших количествах в Вязьме продавались хлеб, пенька, масло, рыба, местные фрукты, в т. ч. вишня и слива в патоке. Распространенными ремеслами были: кожевенное, скорняжное, сапожное. В черте Большого города сформировались главные старинные улицы, застроенные домами преимущественно привилегированной части населения - князей, бояр, высшего духовенства и богатого купечества. Это улицы Большая Московская, Смоленская, а также Ильинская и Торговая площади. Вязьма принадлежит к числу тех немногих городов, в которых сохранилась радиальная планировка, характерная для древнерусских городов. | | С 21 октября 1654 года по 10 февраля 1655 года Вязьма временно стала столицей Российского государства. Возвращаясь из Смоленска с войсками, царь Алексей Михайлович из-за разразившейся в Москве эпидемии вынужден был остановиться в Вязьме. В городе был построен деревянный дворец. Сюда же прибыли патриарх Никон и вся царская семья. Возможно, главный собор в Вязьме в это время являлся одновременной главным храмом страны. После 1654 г. в Вязьму переселяют большое количество крестьян. Владельцами крестьян были - боярин Н. Романов, князь П. Пронский и др. | | В 1673 г. число дворов в городе возросло - их стало 175. По велению Алексея Михайловича в 1674 г начали перестраивать Свято-Троицкий собор. В 1676 г. постройка была уже завершена. | | В 1676 г настоятелем обители Иоано-Предтечева монастыря братией был избран игумен Питирим, впоследствии епископ, Святитель Тамбовский. Благоугодная жизнь святого Питирима была образцом для других иноков обители. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. | | С 1681 года по указу царя Феодора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских (по другим, данным - 1679 г). В XVII—XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского). | XVIII век К началу 18 века Вязьма превратилась в значительный промышленный (кузнечное и кожевенное ремёсла) и торговый центр. В описании городов и уездов Смоленской провинции 1725 г. о Вязьме сказано: «В том городе ветхие малый и большой городы построены деревянные на насыпном валу. В стенах шесть башен каменных. А оное строение во многих местах сгнило и обвалилось, также и башни ветхи и осыпались».
| | В 1727- 1728 гг на средства прихожан в стиле барокко построено каменное здание Богородицкой церкви. |
1736 г на средства купца Ивана Григорьевича Вязьнева построен каменный храм в честь Преображения Господня с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1751 г на пожертвования купца Лютова устроен иконостас и расписан главный храм. | | 10 мая 1739 г. по высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны преосвященный Леонид, архиепископ Сарский и Подонский учредил в Иоано-Предтечевом монастыре Крутицкую семинарию. Семинария просуществовала при монастыре пять лет. 21 июня 1744 г последовал именной указ императрицы Елизаветы Петровны с повелением "Вяземскую семинарию" перевести в Москву в Покровский монастырь и именовать впредь Крутицкой" | | В 1748-1749 гг на средства купцов и прихожан построен каменный двухэтажный храм в честь Богоявления Господня с приделом на первом этаже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1762-1763 годах к нему пристроена трехъярусная колокольня. | | В 1750 г на средства архимандрита Венедикта (Коптева) в Иоано-Предтечевом монастыре был выстроен каменный храм в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1763 г в слободе вяземских ямщиков на месте деревянного храма во имя Дмитрия Солунского построена новая каменная Ямская церковь. Ее основной престол был освящен в честь праздника Рождества Христова, но был сохранен и Дмитриевский придел. Строился каменный храм иждивением купца Тимофея Филипповича Бубнова и зажиточных ямщиков-прихожан. Часть суммы на строительство внес богатый мещанин Т.К.Лютов. | | В 1765 г Свято-Троицкому собору купцами Калашниковами был подарен список Иверской иконы Божией Матери. Своё спасение от свирепствовавшей в 1771 году в России чумы, чудом обошедшей Вязьму, жители связывали с этим образом. В память об этом спасении на средства купца Авксентия Космича Фатова был построен придел во имя Иверской иконы. В 1776 г. Вязьма получила статус города. В 1778 г. Вязьма, как и большинство крупных населенных пунктов России, получила свой градостроительный план. Однако к этому времени в городе уже сложилась историческая планировка, и данный план, как и все последующие, не был реализован. В описании Вязьмы 1779 г. упомянуты 12 храмов и 23 каменных дома. | 
| 10 октября 1780 императрица Екатерина Вторая утвердила гербы 12-ти смоленских уездных городов. В их числе была и Вязьма. Описание герба: "Ему принадлежит герб Смоленска, яко уделу старшему колена сих князей, то есть: в серебряном поле пушка черная на лафете золотом и на пушке райская птица, с различием от Смоленского герба положением наверху голубого титла". | | Аркадьевский монастырь построен в 1783 г . на месте более древней деревянной церкви (1540г), перестроен в XIX веке. Представляет собой одноэтажный кубический объем или четверик, завершенный с востока полукружьем алтарной части апсиды. С запада к четверику примыкает удлиненная прямоугольная трапезная, вплотную к которой пристроена колокольня. | | В 1791 г. была построена Екатерининская церковь В 1792 г. в семье священника Богоявленского (Введенского) храма отца Иакова Глухарева родился известный миссионер и переводчик Библии, преподобный Макарий, просветитель Алтайский (1792-1847 гг). Укрепления, опоясывавшие Большой город, просуществовали до последней четверти XVIII века. К этому времени они потеряли оборонное значение, пришли в негодность и по генеральному плану застройки Вязьмы были снесены. До наших дней дожили только четырехгранная Спасская башня с прочной кирпичной кладкой, мощными стенами да комплекс древних архитектурных сооружений Соборной горы. | XIX век В 1803 г. расписывал и украшал Троицкий собор вяземский купец Макарий Зуев со своими рабочими.
| | В 1805 г в стиле классицизма построен монументальный храм Петра и Павла | | В 1812 году вязьмичи вписали одну из героических страниц в историю Отечественной войны. Жители города собрали на оборону России полтора миллиона рублей и выставили 12 447 ополченцев. Свыше тысячи жителей уезда участвовали в Бородинском сражении. Вошедшие в город французы использовали Свято-Троицкий собор в качестве соляного склада, затем он был сожжён. Наполеоновские солдаты разрушили все алтари, изломали иконостасы, утварь, ризницу, иконы похитили. Некоторое время соборный храм стоял без Богослужения. | | 22 октября 1812 года Вязьма стала местом большого сражения между отступавшей наполеоновской армией и русскими войсками. | | «Со временем благородное дворянство и граждане Вязьмы, конечно, почувствуют цену сего великого подвига и воздадут должную благодарность освободителю их города. Пусть поставят они на том самом поле, где было сражение, хотя и не многоценный, но только могущий противиться времени памятник, и украсят его, по примеру древних, простою, но всеобъемлющею надписью: «От признательности благородного дворян сословия и граждан Вязьмы начальствовавшему российским авангардом генералу от инфантерии Милорадовичу за то, что он с 30000 россиян, разбив 50-тысячное войско неприятельское, исторгнул из рук его горящий их город, потушил пожары и возвратил оный обрадованному Отечеству и утешенным гражданам в достопамятный день 22 Октября 1812 года». Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. | | В 1813—1815 годах на средства, выделенные Священным Синодом, Свято-Троицкий собор был восстановлен. В начале 1820-х после восстановительных работ возобновлено Богослужение в церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1830 г в стране бушевала холера. Эпидемия не затронула жителей Вязьмы, что вновь было связано с чудесной защитой Иверской иконы Божией Матери. | | До начала 30-х годов обитель Иоано-Предтечева монастыря не могла оправиться от страшного опустошения после французского нашествия. C трудом братия исправила Никольский, а затем Вознесенский храмы. Соборная же церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года, когда назначенный настоятелем архимандрит Вениамин на пожертвования прихожан и купцов за несколько лет восстановил ее и в 1837 году этот храм был освящен. В 1847—1849 гг. на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова к Свято-Троицкому собору был перестроен Иверский придел, а с северной стороны устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (в настоящее время не существует). В 1850 году в Свято-Троицком соборе построили каменную четырехъярусную колокольню. | | В 1857- 1861 гг в Вяземском духовном училище при Иоано-Предтечевом монастыре учился выдающийся русский ученый, основоположник почвоведения В.В. Докучаев К середине XIX в. Вязьма стала снова наиболее значительным торгово-промышленным городом губернии, превосходившим Смоленск. По сведениям за 1850 г. в Вязьме работало 57 промышленных предприятий: 22 кожевенных, 5453 тыс. рублей (37% от суммы годового промышленного производства губернии). Знаменитые вяземские пряники выпускали 8 пряничных заводов. Работали воскобойные предприятия, кафельный и кирпичный заводы, даже был свой колокольный завод, удовлетворявший потребности губернии в колоколах. Большие доходы получало местное купечество от торговли льном. В 1854 г. здесь 27 небольших фабрик и заводов, в т. ч. 7 кожевенных, 3 кирпичных. После прокладки в 1860— 1880-х гг. Московско-Брестской, Сызрано-Вяземской и Ржевско-Новоторжской железных дорог Вязьма становится крупнейшим железнодорожным узлом. Вязьма Появляются новые производства: спичечные фабрики, маслобойные и льноперерабатывающие заводы. В 1862 году с северной стороны Введенской церкви к храму сделана двухэтажная пристройка с приделами в честь святителя Тихона Задонского и преподобного Тихона Калужского. В 1896 году после обследований, проведенных архитектором Гунстом и инженерами Морозовым и Ястребовым, были проведены работы по укреплению фундамента Свято-Троицкого храма. Собору в то время принадлежала и каменная Фроловская часовня стоявшая у моста через реку Вязьму (до наших дней не сохранилась). кирпичных, 4 паточных и т.д. с годовым оборотом в выполняла роль торгового посредника: через неё шли товары в Белоруссию, Польшу и другие страны, через Гжатск и Ржев – в Петербург. | 
| К концу XIX века в Вязьме человека. В городе действовали мужская и женская гимназии, учительская семинария, духовное училище, 13 частных школ. проживало примерно 16 тысяч человек, в городе строились двух и трёхэтажные дома. Их насчитывалось около 400. В собственных владениях жили 6052 | XX век 
| К началу ХХ в. православные верующие составляли 96,6%627 приходов, в которых было 763 церкви, 291 часовня и 16 монастырей (5 из них женских). В Смоленской губернии духовное обучение велось в 10325 одноклассных школах, 4 духовных училищах; 10 мужских и 2 женских учительских второклассных школах; Духовной семинарии и Епархиальном женском училище. В 1900 г. в Вязьме насчитывалось 131 промышленное и 381 торговое предприятие. населения Смоленской губернии. Смоленская епархия насчитывала церковно-приходских двухклассных и
| | В 1904 г в Вязьме проживало 20 266 человек. Преимущественно жилая застройка была деревянной с прилегающими сараями и огородами, в центральной части находились двухэтажные общественные и частные дома. В 1908 г в Вязьме произошло крупное наводнение: вода затопила подвалы стоящих по берегам реки домов, превратила возвышенные участки в острова. По свидетельствам очевидцев, вода перекатывалась даже через Фроловский мост. В 1911-1912 гг в связи с подготовкой к празднованию 100 летнего юбилея победы над французами, на средства купца Рогожина были проведены большие ремонтные работы в Богородицком храме. | | На Торговой площади 22 октября 1912 г был установлен памятник прославившемуся в бою за Вязьму Перновскому полку. | | В мае 1913 г «Вяземский комитет 1812 года» постановил считать Богородицкую церковь храмом-памятником. В 1913 г установлен крестный ход в память изгнания французов из Вязьмы. | | В 1914 г судьба многих горожан была опалена началом мировой войны. Среди вязьмичей многие имели награды. В частности, сын врача вяземской гимназии В. Янковский стал полным Георгиевским кавалером, а двадцатилетняя гимназистка Дарья Иванова, погибшая в Карпатах в 1915 году, была удостоена Георгиевских медалей 2-й и 3-й степени. | | В 1916 г в Вязьме « в целях поддержания и создания соответствующего настроения среди населения и для войск, в нем расположенных, на только что посаженном против бараков бульваре» был открыт первый в России памятник «Героям второй Отечественной войны». На обелиск предполагалось «заносить имена героев, Георгиевских кавалеров…а также имена героев-вязьмичей». Обелиск разрушен в 20-е годы, постамент сохранялся до начала 60-х годов (в начале Красноармейского шоссе со стороны хлебозавода, там, где сейчас проходит пешеходная аллея). | | С 20 сентября 1917 г по 22 февраля 1918 г выпускник медицинского факультета Киевского университета, начинающий русский писатель М.А. Булгаков работал врачом в Вяземской городской земской больнице. 25 октября 1917 г на квартире большевика Г.С. Овсяника состоялось заседание Вяземского ревкома, на котором было решено захватить власть в городе. После революции на территории Иоано-Предтечева монастыря проживал на покое епископ Орловский и Севский Макарий ( Гневушев Михаил Васильевич), бывший настоятелем Ново-Спасского мужского монастыря в Москве в 1909-1913 годах. При епископе Макарии в обители возобновились регулярные службы, он сам воссоздал церковный хор. 4 сентября 1918 г. владыка был приговорен к расстрелу за антисоветскую агитацию. В 1920 г от тифа умер руководитель местной организации большевиков и ревкома Герасим Сергеевич Овсяник. С почестями был похоронен в центре города. Примерно через три десятилетия его прах был перенесен на Екатерининское кладбище. В 1922 г. Свято-Троцкий собор был разорён, службы прекращены. Из вяземских храмов комиссией по изъятию церковных ценностей вывезены все серебряные ризы с икон и утварь. | | В 1924 г из России навсегда уехала первая женщина-археолог, имевшая профессиональное образование Е.Н.Клетнова (1869- 1937). Ей принадлежат многочисленные научные и популярные работы по истории Смоленского края, а также – уникальные записки о жизни в Вязьме в период 1917 -1918 гг. В марте 1930 г решением исполкома горсовета вяземские храмы были отобраны у верующих, имущество разграблено и уничтожено. С храмов сняты кресты и главы. Колокола вывезены на металлолом. Большинство зданий переданы спичечной фабрике. Богородицкая церковь передана для использования под дом физкультурника, затем - «передана ОКРОНО под 2-ое кино...», в доме священника была основана общественная столовая. | | К началу 1930 г промышленность города получила дальнейшее развитие. В годы предвоенных пятилеток в Вязьме были построены: хлебо-, мясо- и пищекомбинаты, кирпичный завод. Действовали 3 льнозавода и 10 маслозаводов, строились мебельная фабрика, уксусный завод. | | В середине 30-х годов в городе, как и по всей стране, шли политические репрессии. В память о погибших на улице Парковой, между домами 4 и 8 установлен памятный знак с надписью: "Предположительно на этом месте, где похоронены сотни известных и неизвестных людей, жертв политических репрессий, находится прах известного белорусского писателя, ученого и педагога Максима Ивановича Горецкого". | | 31 июля 1941 г фашистская авиация совершила первый налет на Вяземский железнодорожный узел. Погибли сотни мирных жителей. В память об этом на здании железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска. | | В августе-сентябре 1941 г на ст. Вязьма были организованы и направлены в тыл врага партизанско-диверсионные отряды железнодорожников, мужественно сражавшихся под командованием бывшего начальника Рославльского паровозного депо К.С. Заслонова и других. | | В начале октября 1941 г фашистские войска нанесли мощный удар, прорвались к Днепру и подошли к Вязьме. В окружение попали 19,20, 24, 32-я армии и отдельные части Западного фронта. Генерал-лейтенант М.Ф. Лукин возглавил окруженную группировку и 12 октября предпринял попытку прорыва в районе села Богородицкое. Советские войска на этом участке были разгромлены… Официальные данные о потерях до сих пор не обнародованы. Из немецких источников известно, что 660 тысяч красноармейцев попали в плен, а число погибших составило около 1,5 млн. человек. Одна из крупнейших трагедий Великой Отечественной войны сохранилась в истории под названием «Вяземский котел». | | В 1941 г органы НКВД проводили расстрелы красноармейцев, попавших в окружение под Вязьмой. Сегодня об этом свидетельствует памятный знак у церкви Петра и Павла. В конце 1941 г возобновлено богослужение в Свято-Троцкий соборе, и с тех пор не прекращалось. | | Зимой 1942 г. 33-я армия генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова вела в районе Вязьмы кровопролитные бои с превосходящими силами противника, отвлекая на себя фашистские дивизии, снятые из-под Ленинграда и Сталинграда. Родина высоко оценила этот подвиг. | | 12 марта 1943 г. Вязьма была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Груды развалин и пепла оставили фашисты на месте древнего города. Константин Симонов писал: «Вязьма разбита и сожжена так, что ничего не могу понять: с одного конца насквозь видны развалины на другом конце города». | 
11 августа 1943 г. было принято постановление СНК СССР и РСФСР о первоочередных мерах по восстановлению города. В 1944 г в Введенском храме находилась столярная мастерская и клуб строителей | | 1 ноября 1945 г. было принято постановление СНК СССР о включении Вязьмы в число 15 древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Очень много для возрождения старинного города сделал Петр Дмитриевич Барановский, уроженец села Шуйского Смоленской области, один из основоположников отечественной реставрационной школы. | | К 4-й годовщине освобождения в Вязьме была восстановлена треть довоенного жилого фонда и 18 предприятий. | | С начала 50-х гг. разворачивается новое жилое строительство, немного позже — строительство новых предприятий. Согласно генплану города (автор П. И. Болдырев), древний центр застраивался 2—5-этажными домами, там сохранялась историческая планировка как памятник русского градостроительства. | | Первые крупные общественные здания — вокзал (сдан в эксплуатацию 12 апреля 1951 г.) и клуб железнодорожников, построенный методом народной стройки. | | В центре восстанавливаемой после войны Вязьмы был открыт памятник, посвящённый героическим событиям Великой Отечественной войны, - в честь генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова и воинов 33-ей армии. Этот монумент работы известного советского скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского установлен в 1946 году. | В середине 50-х гг. возведены кинотеатр и городской Дворец культуры. Облик новой Вязьмы – города с героической судьбой определили просторные площади и новые жилые кварталы. В 1962-1972 гг проведены первые ремонтно-восстановительные работы Богородицкого храма. Были воссозданы купола, отремонтирована трапезная, заменена кровля на храме, определены фундаменты колокольни. В 1974-1977 гг проводились реставрационные работы в Свято-Троицком соборе по фундаментам, на фасадах и в интерьере храма. | | В 1976 г к "Олимпиаде-80" Вяземским участком реставрации, под руководством прораба А.И.Степочкина, по проекту архитектора Д.С.Соколова, начата реставрация Иоано-Предтечева монастыря и других вяземских храмов. В 1988 г Введенский храм использовался Молодежным центром при Вяземском горкоме комсомола. | | В 1989 г. Вязьма с размахом отметила свое 750-летие В марте 1992 г. Введенский храм передан Смоленской Епархии, возобновлено Богослужение. | | 3 мая 1993 г. Свято-Троицкий собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1993-2000 годах в Введенском храме проведены реставрационные работы. В 1995 г митрополитом Кириллом заложено и освящено основание каменного храма в честь преподобного Сампсона Странноприимца. 19 августа 1995 г в Преображенском храме был отслужен первый молебен, после 65-ти лет забвения. 23 ноября 1997 г. Троицкий престол Свято-Троицкого собора освящен епископом Балтийским Пантелеимоном, бывшим викарием Смоленской епархии. | | 4 декабря 1999 г. главный престол Введенской церкви освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в честь Введения во храм Божией Матери. При храме действует детская Воскресная школа. | | 5 декабря 1999 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом освящен храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца. За труды по возведению храма директор дома-интерната А.И. Морозов по представлению митрополита Кирилла, награжден Патриархом Алексием II орденом преподобного Сергия Радонежского. | | 2 мая 2000 г. Никольский придел Свято-Троицкого Собора освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. | | 3 мая 2001 г в День Святой Троицы митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом было освящено место под строительство нового храма в честь св. блгв. Александра Невского. | | 6 февраля 2002 года вяземские депутаты внесли изменения в Устав Вяземского района Смоленской области. В статье 14 "Герб и другие символы Вяземского района" появилась поправка, свидетельствующая, что "День города празднуется ежегодно в день Пресвятой Троицы, отмечаемой Русской Православной церковью". |
|